Я чувствую, во мне горит
Святое пламя вдохновенья,
Но к темной цели дух парит…
Кто мне укажет путь спасенья?
Я вижу, жизнь передо мной
Кипит, как океан безбрежный…
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?
Иль, вечного сомненья полный,
Я буду горестно глядеть
На переменчивые волны,
Не зная, чтО любить, чтО петь?
Открой глаза на всю природу, -
Мне тайный голос отвечал, -
Но дай им выбор и свободу,
Твой час еще не наступал:
Теперь гонись за жизнью дивной
И каждый миг в ней воскрешай,
На каждый звук ее призывный
Отзывной песней отвечай!
Когда ж минуты удивленья,
Как сон туманный пролетят
И тайны вечного творенья
Ясней прочтет спокойный взгляд, -
Смирится гордое желанье
Обнять весь мир в единый миг,
И звуки тихих струн твоих
Сольются в стройные созданья.
Не лжив сей голос прорицанья,
И струны верные мои
С тех пор душе не изменяли.
Пою то радость, то печали,
То пыл страстей, то жар любви
И беглым мыслям простодушно
Вверяюсь в пламени стихов.
Так соловей в тени дубров,
Восторгу краткому послушный,
Когда на долы ляжет тень,
Уныло вечер воспевает
И утром весело встречает
В румяном небе ясный день.
<1826 – 1827> Дмитрий Веневитинов
✓ - 26 сентября 1805 г. родился русский поэт «пушкинского круга»
Дмитрий Веневитинов (1805 – 1827);
*******
Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 26 сентября 1805 года в Москве, в дворянской семье. Он получил превосходное домашнее образование, серьезно занимался музыкой и живописью. Семнадцати лет он стал посещать лекции в университете. В 1824 году, по окончании университетского курса, Веневитинов поступил на службу в Архив министерства иностранных дел, осенью 1826 года переехал в Петербург и вскоре 15 марта 1827 года скоропостижно умер.
Обстоятельства его смерти были довольно темны…
Еще в университетские годы Веневитинов стал душой и центром кружка молодых людей, интересовавшихся главным образом философией и литературой и называвших себя самих «любомудрами»; это название осталось за ними в истории литературы. «Любомудры» в своих идейных исканиях исходили из немецкой идеалистической философии, явившейся выражением аристократической реакции на французскую буржуазную революцию 18 века. Эта ориентация «любомудров» определила их общественные и литературные позиции.
Вступив жизнь в первую половину 20-х годов, в период наивысшего подъема декабристского движения, они в известной мере разделяли вольнолюбивые настроения, характерные для передовой русской интеллигенции. Но их вольнолюбие было весьма умеренным и расплывчатым, они не ставили перед собой задач активной борьбы с самодержавием и крепостничеством. Поражение декабристов напугало «любомудров», и они окончательно ушли в область чистого «умозрения» и искусства. В условиях русской действительности 20 – 30-х годов «любомудрие» сыграло реакционную роль по отношению к передовой философской и общественной мысли, воодушевлявшей декабристов и их попутчиков. «Любомудры» заявили себя решительными противниками идей просвещения и материалистической философии, выступали пропагандистами «чистого искусства», далекого от каких бы то ни было общественных интересов, пытались создать отвлеченную «поэзию мысли», насыщенную идеями философского идеализма. В дальнейшем отказ «любомудров» от целей и задач освободительной борьбы привел их к примирению с николаевской монархией, к реакционному славянофильству.
Веневитинов, скончавшийся на двадцать втором году жизни, не разделил судьбы остальных поэтов-«любомудров» (С. Шевырева, А. Хомякова). Стихи его свидетельствуют о том, что он в большей мере, нежели остальные «любомудры», был захвачен настроениями, близкими к декабристским. Не случайно в послании к Пушкину он прославил Байрона как «смелого пророка свободы», борца за национальное освобождение греков. Так же характерно в этом смысле стихотворение Веневитинова «Новгород» (в свое время запрещенное цензурой), в котором в декабристском духе была разработана тема древней новгородской вольности:
...здесь место свято,
Здесь воздух чище и вольней!..
Ответствуй, город величавый:
Где времена цветущей славы,
Когда твой голос, бич врагов,
Звуча здесь медью в бурном вече,
В куду или кровавой сече,
Как глас отца, сзывал сынов?
Наиболее зрелые стихи Веневитинова, написанные в 1826 – 1827 годах, составляют цельный цикл, воссоздающий лирический образ юного поэта-философа, чувствующего свое высокое предназначение, ощущающего глубокую внутреннюю связь с природой и трагически переживающего свое одиночество в мире «грубой» и «пошлой» действительности. В условиях русского общественного быта, после поражения декабристов, этот образ приобретал известную социальную значимость, воспринимался как образ одаренного и благородного юноши, «задушенного грубыми тисками русской жизни» (по выражению А. И. Герцена).
Этим объяснялся успех стихов Веневитинова у его современников. Немаловажную роль сыграла при этом и безвременная смерть Веневитинова, воспринятая как тяжелая утрата для русской литературы. Он остался в русской литературе много обещающим поэтом, не успевшим как следует расправить крылья… (источник публикации: Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. Сост. Вл. Орлов. М., «Детская литература», 1972).
*******
Свежие комментарии