На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Афанасьев
    Утром выйдешь в чисто поле, Хорошо посрать на воле, Хрен в сторонке травку щиплет, *опа нюхает цветы, Ветерок матню к...Сенокос ("Пахнет ...
  • Валерий Протасов
    Очень ясные по мысли и  рассудочные по чувству стихи в переводе Маршака.  Отличались они рассудочностью в оригинале. ..."Моя немая муза т...

"Я чувствую, во мне горит..." (стихотворение Дмитрия Веневитинова)

Я чувствую, во мне горит

Святое пламя вдохновенья,

Но к темной цели дух парит…

Кто мне укажет путь спасенья?

Я вижу, жизнь передо мной

Кипит, как океан безбрежный…

Найду ли я утес надежный,

Где твердой обопрусь ногой?

Иль, вечного сомненья полный,

Я буду горестно глядеть

На переменчивые волны,

Не зная, чтО любить, чтО петь?

Открой глаза на всю природу, -

Мне тайный голос отвечал, -

Но дай им выбор и свободу,

Твой час еще не наступал:

Теперь гонись за жизнью дивной

И каждый миг в ней воскрешай,

На каждый звук ее призывный

Отзывной песней отвечай!

Когда ж минуты удивленья,

Как сон туманный пролетят

И тайны вечного творенья

Ясней прочтет спокойный взгляд, -

Смирится гордое желанье

Обнять весь мир в единый миг,

И звуки тихих струн твоих

Сольются в стройные созданья.

Не лжив сей голос прорицанья,

И струны верные мои

С тех пор душе не изменяли.

Пою то радость, то печали,

То пыл страстей, то жар любви

И беглым мыслям простодушно

Вверяюсь в пламени стихов.

Так соловей в тени дубров,

Восторгу краткому послушный,

Когда на долы ляжет тень,

Уныло вечер воспевает

И утром весело встречает

В румяном небе ясный день.

<1826 – 1827> Дмитрий Веневитинов

- 26 сентября 1805 г. родился русский поэт «пушкинского круга»

Дмитрий Веневитинов (1805 – 1827);

*******

Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 26 сентября 1805 года в Москве, в дворянской семье. Он получил превосходное домашнее образование, серьезно занимался музыкой и живописью. Семнадцати лет он стал посещать лекции в университете. В 1824 году, по окончании университетского курса, Веневитинов поступил на службу в Архив министерства иностранных дел, осенью 1826 года переехал в Петербург и вскоре 15 марта 1827 года скоропостижно умер.

Обстоятельства его смерти были довольно темны…

Еще в университетские годы Веневитинов стал душой и центром кружка молодых людей, интересовавшихся главным образом философией и литературой и называвших себя самих «любомудрами»; это название осталось за ними в истории литературы. «Любомудры» в своих идейных исканиях исходили из немецкой идеалистической философии, явившейся выражением аристократической реакции на французскую буржуазную революцию 18 века. Эта ориентация «любомудров» определила их общественные и литературные позиции.

Вступив жизнь в первую половину 20-х годов, в период наивысшего подъема декабристского движения, они в известной мере разделяли вольнолюбивые настроения, характерные для передовой русской интеллигенции. Но их вольнолюбие было весьма умеренным и расплывчатым, они не ставили перед собой задач активной борьбы с самодержавием и крепостничеством. Поражение декабристов напугало «любомудров», и они окончательно ушли в область чистого «умозрения» и искусства. В условиях русской действительности 20 – 30-х годов «любомудрие» сыграло реакционную роль по отношению к передовой философской и общественной мысли, воодушевлявшей декабристов и их попутчиков. «Любомудры» заявили себя решительными противниками идей просвещения и материалистической философии, выступали пропагандистами «чистого искусства», далекого от каких бы то ни было общественных интересов, пытались создать отвлеченную «поэзию мысли», насыщенную идеями философского идеализма. В дальнейшем отказ «любомудров» от целей и задач освободительной борьбы привел их к примирению с николаевской монархией, к реакционному славянофильству.

Веневитинов, скончавшийся на двадцать втором году жизни, не разделил судьбы остальных поэтов-«любомудров» (С. Шевырева, А. Хомякова). Стихи его свидетельствуют о том, что он в большей мере, нежели остальные «любомудры», был захвачен настроениями, близкими к декабристским. Не случайно в послании к Пушкину он прославил Байрона как «смелого пророка свободы», борца за национальное освобождение греков. Так же характерно в этом смысле стихотворение Веневитинова «Новгород» (в свое время запрещенное цензурой), в котором в декабристском духе была разработана тема древней новгородской вольности:

...здесь место свято,

Здесь воздух чище и вольней!..

Ответствуй, город величавый:

Где времена цветущей славы,

Когда твой голос, бич врагов,

Звуча здесь медью в бурном вече,

В куду или кровавой сече,

Как глас отца, сзывал сынов?

Наиболее зрелые стихи Веневитинова, написанные в 1826 – 1827 годах, составляют цельный цикл, воссоздающий лирический образ юного поэта-философа, чувствующего свое высокое предназначение, ощущающего глубокую внутреннюю связь с природой и трагически переживающего свое одиночество в мире «грубой» и «пошлой» действительности. В условиях русского общественного быта, после поражения декабристов, этот образ приобретал известную социальную значимость, воспринимался как образ одаренного и благородного юноши, «задушенного грубыми тисками русской жизни» (по выражению А. И. Герцена).

Этим объяснялся успех стихов Веневитинова у его современников. Немаловажную роль сыграла при этом и безвременная смерть Веневитинова, воспринятая как тяжелая утрата для русской литературы. Он остался в русской литературе много обещающим поэтом, не успевшим как следует расправить крылья… (источник публикации: Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. Сост. Вл. Орлов. М., «Детская литература», 1972).

*******

Картина дня

наверх