На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Афанасьев
    Утром выйдешь в чисто поле, Хорошо посрать на воле, Хрен в сторонке травку щиплет, *опа нюхает цветы, Ветерок матню к...Сенокос ("Пахнет ...
  • Валерий Протасов
    Очень ясные по мысли и  рассудочные по чувству стихи в переводе Маршака.  Отличались они рассудочностью в оригинале. ..."Моя немая муза т...

Родство со стихиями ("Есть что-то знакомое, близкое мне в пучине воздушной, в небесном огне...") (стихотворение)

   21 июня родился русский поэт пушкинского круга Вильгельм Кюхельбекер (1797-1846). Будущий поэт был сыном небогатого и незнатного саксонца, учившегося праву в Лейпцигском университете (одновременно с Радищевым и Гёте) и переселившегося в Россию в 70-х годах 18 столетия. К началу 19 века семья Кюхельбекеров обрусела. "Я по отцу и матери немец, но не по языку, - писал впоследствии Вильгельм, - до шести лет я не знал ни слова по-немецки, природный мой язык - русский: первыми моими наставниками в русской словесности были моя кормилица Марина да няньки мои Корниловна и Татьяна".

   Раннее детство Вильгельма Кюхельбекера прошло в Эстонии - в небольшом отцовском имении Авинорм и в городке Верро (Выру), где он учился в частном пансионе. В 1811 году при содействии влиятельных лиц Вильгельм был определен в только что основанный Царскосельский лицей - одновременно с Александром Пушкиным и Антоном Дельвигом, которые стали его ближайшими друзьями.

   Учился Вильгельм Кюхельбекер превосходно и был очень начитан. По словам Александра Пушкина, уже в лицее он был "живым лексиконом и вдохновенным комментарием". Тогда же он начал писать стихи и работал над книгой "О древней российской словесности".

   В 1815 году стихи Вильгельма Кюхельбекера появились в печати. Два года спустя, окончив лицей (одним из первых по успехам и прилежанию), он стал сотрудничать в журналах как поэт и литературный критик. Он держался в литературе своей особой линии, отличной от школ поэта-романтика Василия Жуковского.

   По выходе из лицея Вильгельм Кюхельбекер поступил на службу в министерство иностранных дел, где в те годы состояли на службе Александр Пушкин и Александр Грибоедов. Кроме того, он преподавал русский и латинский языки в одном из учебных заведений.

   Жизнь Вильгельма Кюхельбекера вспыхнула и затаилась в недрах Сибири через чур стремительно и трагически. Впрочем, как и для всех декабристов. Присужден он был к смертной казни, замененной каторжными работами сроком на двадцать лет. Впоследтствии срок был сокращен до пятнадцати лет, а каторга заменена одиночным заключением в крепости. В Шлиссельбургской, Динабургской, Ревельской и Свеаборгской крепостях Вильгельм Кюхельбекер просидел без малого десять лет, был досрочно освобожден в декабре 1835 года и сослан в Восточную Сибирь.

   В 1827 году Александр Пушкин на глухой почтовой станции случайно встретился с поэтом (его перевозили из одной крепости в другую), друзья едва успели обняться, как их растащили жандармы. В крепостях и в ссылке Вильгельм Кюхельбекер неустанно продолжал свои литературные занятия, изо дня в день вел интереснейший дневник. Он писал очень много - лирические стихи, поэмы, драматические произведения, романы, переводил трагедии Уильяма Шекспира, из-под его пера вышло много стихотворений, посвященных теме веры христианской и славословия Богу Творцу. Но в печать его произведения не попадали. Он был отлучен от сотрудничества с журналами, не имел возможности публиковать свои произведения и издавать книги, хотя и занимался литературным творчеством до конца своей жизни. Весь остаток жизни он провел в ссылке в Сибири. Таков был искупительный ход его жизненного пути.  Александру Пушкину и другим друзьям  Вильгельма Кюхельбекера удалось напечатать всего лишь несколько его произведений, без обозначения имени автора. Крупный писатель Вильгельм Кюхельбекер был уничтожен самодержавием. 

   Измученный тяжелой жизнью и непосильной борьбой за существование, почти совершенно ослепший, он умер в Тобольске в августе 1846 года (В. Орлов).

Есть что-то знакомое, близкое мне

В пучине воздушной, в небесном огне;

Звезды полуночной таинственный свет

От духа родного несет мне привет.

 

Огромную слышу ли жалобу бурь,

Когда умирают и день и лазурь,

Когда завывает и ломится лес, -

Я так бы и ринулся в волны небес.

 

Донельзя постылы мне тина и прах;

Мне там в золотых погулять бы полях:

Туда призывают и ветер и гром,

Перун прилетает оттуда послом.

 

Туман бы распутать мне в длинную нить,

Да плащ бы широкий из сизого свить,

Предаться бы вихрю несытой душой,

Средь туч бы летать под безмолвной луной!

 

Всё дале и дале, и путь бы простер

Я в бездну, туда - за сафирный шатер!

О, как бы нырял в океане светил!

О, как бы себя по вселенной разлил!

(1834   Вильгельм Кюхельбекер)

                  *******

 

Картина дня

наверх